Акционеры российско-британской компании ТНК-ВР – британская BP и российский консорциум AAR – планируют в течение 4-5 октября провести заседание совета директоров ТНК-BP Limited, сообщил источник, знакомый с ситуацией.
На заседании планируется обсудить те же вопросы, что уже рассматривались советом директоров 20 июля – проект разработки “Роспана” и выплату дивидендов. Пока не определен формат встречи – возможно директора проведут очное заседание на Кипре, при этом не исключено, что часть директоров примет участие путем видеоконференции.
РОСПАН – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
В прошлый раз решение по полномасштабному освоению газоконденсатных месторождений ЗАО “Роспан Интернешнл” (“дочка” ТНК-ВР), которое ведет разработку Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского газовых участков в Ямало-Ненецком автономном округе, не было поддержано директорами от ВР. Позднее главный финансовый директор компании Джонатан Мьюир пояснял, что у ВР возникли вопрос как по срокам разработки, так и по опции монетизации газа. По его словам, проект планировалось доработать с учетом замечаний и представить на повторное рассмотрение совета.
ТНК-ВР ранее оценивала инвестиции в развитие проекта “Роспан” в течение 30 лет в размере 6 миллиардов долларов. Как сообщал журналистам вице-президент дивизиона “Ямал-газ” компании Виктор Благовещенский, при этом в первые три года (2012-2014 годы) инвестиции достигнут 2 миллиардов долларов.
“Роспан” является ключевым проектом в рамках стратегии развития газового бизнеса ТНК-ВР, уже одобренной советом директоров в сентябре прошлого года. Полномасштабная разработка Роспана включает разработку двух лицензионных участков – Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского – и состоит из двух этапов: этапа 1 с выходом на добычу порядка 8,6 миллиардов кубометров год и этапа 2 с выходом на 16,2 миллиарда кубометров год.
В настоящее время проект находится на этапе опытно-промышленной эксплуатации с добычей около 3,5 миллиарда кубометров газа и 0,6 миллиона тонн конденсата в год.
Полномасштабная разработка этих участков позволит увеличить добычу газа на Роспане до 16,2 миллиардов кубометров год к 2020 года, фактически удваивая общую добычу газа ТНК-ВР.
ДИВИДЕНДЫ ОСТАЮТСЯ В КОМПАНИИ
Как сообщала ТНК-ВР, на заседании 20 июля директорами BP также было вынесено предложение о выплате 1 миллиарда долларов дивидендов с прибыли, полученной компанией в 2012 году. Совет директоров в текущем составе из десяти человек может одобрить выплату лишь дополнительных дивидендов, что требует единогласного решения обоих акционеров компании.
Представители российских акционеров – консорциума ААR – в совете директоров ТНК-BP проголосовали против предложения BP о выплате компанией дополнительных дивидендов в размере 1 миллиард долларов.
Главный управляющий директор ААR Стэн Половец сказал, что принимая во внимание нестабильную ситуацию на рынках и нерешенные проблемы в корпоративном управлении ТНК-BP, консорциум полагает, что выплата дополнительных дивидендов нецелесообразна.
По состоянию на сегодняшний день компанией ТНК-BP не выплачивались дивиденды с прибыли, полученной в 2012 году. Головная компания группы ТНК-ВР – ТНК-ВР International – в январе-июне текущего года снизила чистую прибыль по международным стандартам финансовой отчетности на 38% – до 2,984 миллиарда долларов.
Ранее источник, знакомый с ситуацией, не исключал, что решение вопроса по выплате дивидендов в очередной раз может быть отложено. По его словам, это не очень обеспокоит ВР, потому что средства остаются в компании и в случае продажи британской компанией своей доли послужат премией к цене.
Назначенный на 25 мая совет директоров ТНК-ВР был отменен, а принятие решения по выплате дивидендов за первый квартал тогда было отложено на неопределенный срок.
В прошлом году совет директоров ТНК-BP Limited покинули два независимых директора компании – экс-канцлер Германии Герхард Шредер и Джеймс Лэнг. Источники связывали их уход с намерением ВР и российского консорциума AAR подать иски друг против друга. Отсутствие двух директоров создало трудности с проведением заседаний совета из-за отсутствия необходимого кворума, фактически с апреля совет директоров не может принимать решения. В мае Эверт Хенкес был назначен в совет директоров ТНК-BP Limited в качестве независимого директора от BP. Он будет работать совместно с Александром Шохиным, который является независимым директором, номинированным от AAR.
Однако поиск третьего независимого директора, необходимого для восстановления кворума, продолжается. Кандидатура третьего директора должна быть утверждена совместно ВP и AAR, а ждать этого в ближайшее время не стоит.
Совет директоров в текущем составе из десяти человек может одобрить выплату лишь дополнительных дивидендов, что требует единогласного решения обоих акционеров компании.
Таким образом, система корпоративного управления ТНК-BP функционирует лишь частично, и совет директоров по-прежнему не может решать вопросы, находящиеся в компетенции большинства, до назначения всех 11 членов. К таким вопросам, в частности, относятся: принятие решения о выплате минимальных квартальных дивидендов, составляющих 40% от чистой прибыли компании; назначение членов правления, а также одобрение сделок на сумму от 100 миллионов до 1 миллиарда долларов.
КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ
В настоящее время по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR (25% – “Альфа-групп” Михаила Фридмана, по 12,5% – “Ренове” Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника). ВР на фоне обострившегося корпоративного конфликта с AAR 1 июня заявила о намерении продать свою долю. AAR сообщал о готовности купить половину доли ВР, то есть 25%. В конце июля “Роснефть” объявила, что уведомила ВР о заинтересованности в выкупе ее доли в ТНК-ВР. Переговоры ВР с AAR должны быть завершены во второй половине октября.
Один из российских акционеров ТНК-ВР уже заявлял журналистам, что консорциум AAR устроит возможное партнерство с “Роснефтью” в компании на условиях паритета. По его словам, другого формата партнерства, кроме как паритетный, не предполагается. Он также добавил, что приход “Роснефти” в качестве акционера в ТНК-ВР будет способствовать росту капитализации последней.
Между AAR и ВР тянется корпоративный конфликт, причиной которого стала несостоявшаяся в прошлом году сделка между ВР и “Роснефтью”. Сделка предполагала совместное освоение российского шельфа и обмен акциями между “Роснефтью” и ВР, однако была заблокирована по иску AAR. Российский консорциум заявил, что она противоречит акционерному соглашению между партнерами, согласно которому все новые проекты ВР в России сначала должны быть предложены для реализации через ТНК-ВР.
В конце июня совладелец AAR Михаил Фридман говорил, что пока вопрос стоимости ТНК-BP не обсуждался с BP, но цена должна соответствовать рынку на сегодняшний день. По его словам, оценка в 65 миллиардов долларов, которая озвучивалась в прошлом году, уже недействительна. При этом, комментируя предположительные оценки аналитиками доли британских партнеров в 25-30 миллиардов долларов, Фридман сказал, что AAR не видит никаких серьезных покупателей, которые заплатят за 50%-ную долю BP, которая сейчас оценивается в 20 миллиардов, с такой большой рыночной премией.
Весной 2011 года ВР предлагала российским акционерам ТНК-ВР выкупить их долю за 32 миллиардов долларов, однако это предложение было отвергнуто.
В настоящее время по 50% в ТНК-ВР принадлежат ВР и российскому консорциуму AAR (25% – “Альфа-групп” Михаила Фридмана, по 12,5% – “Ренове” Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника).
|