Если посмотреть на последние годы бизнес-биографии Романа Абрамовича, то вполне может создаться впечатление, будто он более или менее старательно отдаляется от России. Конечно, активов у него на первой родине все еще много, предположу, что не обо всех из них журналисты и знают, – но, кажется, интересы его в большой степени сосредоточены за ее пределами.
И жилье российский предприниматель Абрамович, насколько известно, покупает в Лондоне и Нью-Йорке, а не в Москве или Санкт-Петербурге. И, кстати, на важнейшем для России деловом событии года, Петербургском международном экономическом форуме, россиянина Абрамовича обнаружить не удалось. Дистанцировался видный экономический деятель от экономического форума, надо полагать.
И тем не менее британской визы владелец английского футбольного клуба, четырех очень дорогих объектов недвижимости, из которых три в Лондоне, не получил – или по крайней мере не получил в срок, на который рассчитывал. И можно предположить, что показная жесткость британских властей – следствие того, что состояние свое Абрамович сделал на близости к российской верхушке. Точнее, сперва на связях с нею Бориса Березовского, а уже потом за счет собственного таланта переговорщика и финансового менеджера. Талант и связи вылились в операцию с превосходной доходностью: за «Сибнефть» при приватизации было уплачено $100 млн, а при продаже ее «Газпрому» спустя 10 лет – на $13 млрд больше. Не могу исключить, что свою роль сыграла победа Абрамовича именно в британском суде над Березовским, когда тот решил, что ему причитается какая-то доля в деньгах от бывшей «Сибнефти».
Получить визу вовремя не помогла и гигантская благотворительная деятельность Абрамовича – по данным британских медиа, он вложил $300 млн в помощь больным детям.
Израиль, даже если бы и хотел, не смог бы отказать Абрамовичу в репатриации – но израильские власти еще и хотели сделать гражданином богатейшего человека. Конечно, израильские газеты немедленно указали, что синий паспорт новый израильтянин получил подозрительно быстро, – но все, уже получил.
Нельзя не похвалить репатрианта Абрамовича за выбор места жительства: Неве-Цедек, где он поселится, – первый квартал вне городских стен древней Яффы, это сейчас он часть Тель-Авива, а возник-то раньше, чем Тель-Авив, и стал местом расселения самой первой алии. Нельзя не похвалить его и за предусмотрительность, известную всем его деловым партнерам: гостиницу Varsano, на месте которой израильтянин Абрамович строит себе жилье, он купил еще в 2015 г., в тот самый год, когда британские власти изменили законодательство и стали строже относиться к источнику состояния соискателей инвесторской визы.
Израильское гражданство, конечно, отчасти решит проблему визитов Абрамовича в Великобританию: он сможет проводить в этой стране полгода каждый год. Но в отличие от Израиля, которому – по крайней мере пока – как правило, не интересно происхождение капитала репатриантов, Великобритании хотелось бы удостовериться, что средства на недвижимость и футбольный клуб получены добросовестно, и только потом возвращать прежний, легальный статус инвестору Абрамовичу.
Предположу, что многие россияне, не так заметные в мире, как владелец Chelsea, но ближе расположенные к российской власти, откровенно ужасаются случившемуся.
Не всем из них гарантировано израильское гражданство.
|