Главная » 2019»Сентябрь»22 » Почему мы должны в убыток себе прокачивать газ: "план Б" Украины на случай запуска "Северного потока-2" удивил эксперта | Новости
00:31
Почему мы должны в убыток себе прокачивать газ: "план Б" Украины на случай запуска "Северного потока-2" удивил эксперта | Новости
Перспективы иска Украины в Международный арбитраж крайне малы. Если «Газпром» с 2019 года сокращает свои контрактные обязательства перед «Нафтогазом», то с какой стати он должен прокачиваться газ через украинскую ГТС. К такой аргументации Киева как потеря упущенной выгоды никто в суде не прислушается, уверен доцент МГИМО и политолог Николай Топорнин.
Со строительством «Северного потока-2» по нему будет дешевле и коммерчески выгоднее прокачивать газ, чем через Украину" data-author="ПАО «Газпром»" data-owner="gazprom.ru" Почему мы должны в убыток себе прокачивать газ: "план Б" Украины на случай запуска "Северного потока-2" удивил эксперта">
Со строительством «Северного потока-2» по нему будет дешевле и коммерчески выгоднее прокачивать газ, чем через Украину
gazprom.ru / ПАО «Газпром»
"План Б" Украины на случай запуска "Северного потока-2"
У Киева есть «план Б» на случай запуска «Северного потока-2», заявил коммерческий директор «Нафтогаза» Украины Юрий Витренко. По его словам, Украина уже подала иск к России в Международный арбитраж для компенсации ущерба, который будет причинен стране из-за запуска трубопровода и простоя национальной газотранспортной системы. В Киеве оценили убытки в 12 миллиардов долларов.
«Аргументация Киева мне показалась весьма расплывчатой и непоследовательной. Они настаивают на том, что прокачка газа через ГТС должна продолжаться на неизменных условиях, учитывающих цену за транзит и объем прокачки газа. При этом они утверждают, что Россия по старому контракту должна прокачивать чуть ли не 100-110 млрд кубов, хотя речь шла о минимальной прокачке 35 млрд кубов по контракту «бери или плати».
Причем именно украинцы оспорили эту формулу несколько лет назад, посчитав ее несправедливой и снизив прямые закупки российского газа до нуля. Сейчас, видимо, они ее вновь вытаскивают на поверхность и пытаются апеллировать к ней в суде. Второй момент связан со спорами о стоимости транзита, которую «Газпром» находит завышенной, а «Нафтогаз» заниженной», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.
Но третий и самый важный момент Николай Топорнин связывает с необоснованностью претензий Киева по использованию их ГТС. Сегодня Украина не покупает российский газ, но зато она получает деньги за транзит, который прокачивает «Газпром» в Европу.
Со строительством «Северного потока-2» по нему будет дешевле и коммерчески выгоднее прокачивать газ, чем через Украину, которая получает сегодня ежегодно около 2,5-3 млрд долларов в год при прокачке 90-100 млрд кубов. «Северный поток-2» идет по дну Балтийского моря напрямую в Германию, и не проходит через юрисдикции других стран. Почему тогда мы должны в убыток себе прокачивать газ по украинскому маршруту, задается вопросом эксперт.
В Нафтогазе заявили о «плане Б» на случай запуска «Северного потока-2»" data-author="Пресс-служба Нафтогаза" data-owner="naftogaz.com" Почему мы должны в убыток себе прокачивать газ: "план Б" Украины на случай запуска "Северного потока-2" удивил эксперта">
В Нафтогазе заявили о «плане Б» на случай запуска «Северного потока-2»
naftogaz.com / Пресс-служба Нафтогаза
Перспективы иска в Международный арбитраж
Вопрос с газопроводом «Северный поток-2» уже решен, и «план Б» Киева свидетельствует о понимании Украиной неспособности повлиять на позицию Берлина по этому проекту. Более того, на Германию не способно повлиять даже давление Вашингтона. Ранее самым убедительным аргументом в пользу использования нового маршрута в обход Украины эксперты назвали проблемы безопасности. По их мнению, в глазах Германии украинская территория остается зоной повышенного риска.
«В то же время стоит признать, что «Северный поток-2» не сразу выйдет на полную мощность, поэтому в 2019 году мы вряд ли откажемся от использования украинской ГТС. Но начиная с 2020 года объемы прокачки через украинскую ГТС начнут резко снижаться, до 30-35 млрд кубов в год. В Германии называют это минимальным объемом, который следует сохранить за Киевом. Но для Украины уменьшение прокачки в три раза является довольно существенным по деньгам, поэтому они будут цепляться за них основательно.
Перспективы иска Украины в Международный арбитраж выглядят крайне сомнительно. К такой аргументации Киева как потеря упущенной выгоды никто в суде не прислушается, потому что «Газпром» уже анонсировал с 2019 года отказ от украинского транзита в пользу «Северного потока-2». Строительства прямого маршрута до Германии обошлось компании в сумму около 10 млрд долларов и эти деньги необходимо окупить», - резюмирует Николай Топорнин.
Проект «Северный поток - 2» предусматривает прокладку двух ниток газопровода с пропускной способностью 55 миллиардов кубометров газа в год. Новый трубопровод планируют построить рядом с «Северным потоком», а разрешение осталось получить только от Дании.